Saint-Malo — Scilly — Saint-Malo.
Май 2017

29 апреля — 12 мая
На борту четыре человека. Мы с Катей и двое наших старых друзей: Олег и Эдуард.
И, конечно, с нами Бокр!

29 апреля
Saint Malo — Saint-Quay-Portreux
Вышли в 1050. Подгадали попутное течение и по тихой и ясной погоде пошли под мотором.

После полудня поднялся ветерок, и мы бакштагом в свое удовольствие к 1630 дошли до Saint-Quay-Portreux. Первый переход 35 миль по лагу, а по карте 46 - течение помогло!

30 апреля
Saint-Quay-Portreux – Roscoff
Прогноз на сегодня хороший, а на 1 мая обешают до 40 узлов. Вышли в 0930. Пасмурно и холодно. Я дальше буду часто говорить «Холодно!». Это был самый холодный поход в нашей практике, хотя мы бывали на севере Шотландии и дважды за Полярным кругом в Норвегии! Шли в полных парусах. К обеду обошли Île-de-Bréhat и подошли к мысу Sillon de Talbert. У местных яхтсменов это место называется «белая река» и пользуется дурной славой (течение здесь иногда не уступает знаменитому Олдерни Рейс), и они рекомендуют держаться от берега в десяти милях. Когда мы подходили, дуло 15 узлов и течение было попутным. Я решил, что можно не делать большой крюк и не послушал советов аборигенов.

Ветер поднялся до 20 узлов, течение усилилось и стало очень неровным. Оно так и норовило развернуть лодку. Около получаса я сам стоял у штурвала и активно им работал! Теперь я разделяю рекомендацию держаться от берега подальше! Вскоре пошел дождь и стало еще холодней.

К шести часам вечера мы пришли в Роскоф. Пройдено 54 мили. Марина хорошо защищена от волны, но при входе в нее может быть сильное течение и гостевые места находятся на «сквозняке». Пока экипаж готовил лодку к швартовке, я завел лодку в самый тихий угол, где мы и ошвартовались с благославления работника марины!

1 мая
Как и обещал прогноз – штормит! Ждем погоды, гуляем по городу!
Очень радуемся, что лодка ошвартована в очень спокойном месте!

Первое мая во Франции это не только митинги и демонстрации коммунистов, но и очень красивый праздник: «День Ландыша»!

На второе мая прогноз хороший. Планируем переход через Ла Манш!
2 мая
Погода милостива к нам. Ветер стих! Мы выходим в 1415, чтобы утром прийти на Силли. Разбились на две вахты по три часа. Очень холодно! Ничто не греет: ни влажный спальник, ни термобелье с флисом и непромом. Все сырое и холодное. Только горячий супчик, который Эдуард готовит на любой волне приносит облегчение! Сначала идем под мотором.

2000 поднимается ветер, и мы открываем паруса.

Уже в сумерках к нам приходит большая стая дельфинов, которые долго играют с лодкой. В этих водах это большая редкость!

2200 пересекаем границу Франции и Англии.
3 мая
На рассвете видим острова Силли!

На островах нет марин, но есть много якорных стоянок. При любом направлении ветра можно найти убежище, но только если ветер не очень сильный. При сильном ветре друзья советуют уходить в Англию. Вскоре мы увидим доказательства справедливости такой рекомендации!

0810 (здесь и далее указано летнее Британское время) встали на буй в St Mary's Pool, пройдено 136 миль. В двух кабельтовых от нас на скалах лежит выброшенная вчерашним штормом яхта...
Очень хочется погулять по островам пару дней. Но прогноз обещает на 5 мая шторм, а яхта выброшенная на берег — серьезный аргумент для того чтобы перебраться в Англию! Надуваем динку и идем гулять по по островку. Очень красиво!
Роскошные песчаные пляжи, живописные бухты и обещанная друзьями рыбалка будут ждать нас в следующий раз. При текущем прогнозе порт убежище Falmouth в 80 милях. Значит, утром в путь!
4 мая
В 0735 выходим в Англию.

Завтрашний шторм уже подогнал нам встречную волну. Идем под мотором, на лавировку просто нет времени. Мы — иллюстрация к картине Маковского «Дети бегущие от грозы»! К вечеру заходим в бухту Фалмута. Нам альманахом обещано много марин, но только одна доступна для Ариеса с его осадкой 2,5 метра.

2015 швартуемся к внешнему понтону марины Yacht Haven. Мне очень не нравится это место, но другого просто нет!

Ужинаем, как обычно на борту. Когда на борту Эдуард — ходить по ресторанам дорого и глупо.
5 мая
Ночь выдалась беспокойная.

Ветер постепенно усиливался и короткая, злая волна которую разгоняло по заливу звонко лупила в борт и дергала лодку, не давая спать. Особенно звонко било под корму — хозяйская каюта была плохо пригодна для сна.
Утром занялись открытием Английской визы. Фалмут, так же как и Силли, не является «портом входа». Однако процедура открытия визы существует. Работники марины сняли копии первой страницы паспорта и страницы с британской визой и отправили их по факсу куда следует. Надо было видеть сколько было страдания на лице работника и слышать как он жаловался на свою тяжелую работу коллеге, чтобы понять: не часто они эту процедуру выполняют! После обеда нам торжественно вручили факсимильные бумажки на которых стояли штампы о въезде.

Должен отметить специально для любителей поиграть в прятки с английскими пограничниками: если бы мы не проявили инициативу, то нас никто бы ни о чем не спросил! Но я все равно считаю, что визу получать необходимо!!!

Все эти упражнения с визой, покупка еды и обед в "Fish And Chips" были только фоном к постоянным проверкам кранцев и швартовых. Ветер разгулялся, и порывы достигали 40 узлов. Наш Ариес бился не на шутку.

Тут мне кажется, будут уместны несколько советов как облегчить себе и лодке жизнь в таких условиях:

грот, если он классический, а не на закрутке, нужно плотно стянуть риф-сезнями для уменьшения парусности;

генуя должна быть очень туго скручена и закрутка должна сделать еще пару оборотов, чтобы шкоты плотно прижали шкотовый угол паруса. Иначе его может просто разорвать в клочья;

кранцы вяжутся по возможности не на леера, а на основания леерных стоек — они намного прочнее. И еще, сосредоточьте кранцы в местах возможного контакта лодки с пирсом. Нет смысла вешать кранцы рядом с носом или с кормой лодки;

шпринги выбиваются втугую. Важно не допустить движение лодки вдоль пирса, иначе кранцы рано или поздно выскочат вверх;

швартовы не должны быть набиты. Важно обеспечить эластичность, иначе лодку будет слишком сильно дергать;

продублируйте, если это возможно, швартовы и шпринги. Даже хорошие концы могут перетереться в самый неподходящий момент!

6 мая
«Ночь выдалась беспокойная.» — это я писал про предыдущую ночь. Я просто еще не знал, какая ночь нас ждет. Ветер еще усилился. Даже в маленьком заливе разгоняло короткую, жесткую волну, которая приходила немного с кормы. Понятно, что спать в корме будет совсем невозможно и мы попросили Олега уступить нам носовую каюту. Сам он перебрался в салон.

К середине ночи порывы усилились до 50-ти узлов. Я очень радовался, что перед походом мы докупили еще два кранца.

К утру стало стихать. День был посвящен прогулкам по очень симпатичному городку.

7 мая
Подождали, пока приливное течение станет благоприятным и вышли в 1100, взяв курс на Plymouth.

После двух дней ожидания в порту у нас перестал работать лаг. Олег бестрепетно выкрутил на ходу датчик скорости и обнаружил, что в нем нашла себе убежище от шторма семья маленьких рачков. Безбилетный пассажиры были высажены с Ариеса и лаг закрутился как миленький!

Переход до Плимута был недлинный и спокойный. Большой промышленный город не мог вызвать такой симпатии, как Фальмут.
Но зато мы стояли в отлично защищенной марине Queens Anne's Battery Marina.

Дорого, но очень спокойно.

Мы в общей сложности три дня ждали погоды. Стало понятно, что первоначально намеченный маршрут с заходом в Solent надо сокращать. Мы решили, что завтра мы переходим на Salcombe, оттуда будем уже держать путь домой.
8 мая
Утром команда грабила город.

Вышли мы в 1230 и с большим удовольствием в лавировку дошли до Салькомбра. В устье реки много гостевых буев.

Мы пришли туда в 1730. Это был идиллически тихий и ясный вечер. Уходящее солнце играло в окнах роскошных домов. На песчаных пляжах резвилась детвора и было обидно сознавать, что завтра рано утром нам нужно уходить. В это место нужно будет непременно вернуться!

Вечер был посвящен подготовке лодки и планированию перехода.

Ожидался свежий ветер и мы с ребятами поставили дополнительный штаг и приготовили солент (узкий стаксель). С учетом прогноза погоды и приливных течений мы решили держать курс на Guernsey, огибая его по левому борту.
9 мая
Вышли в 0730.

Поставили паруса. Прогноз оправдался: всю дорогу шли одним галсом от галфвида до бейдевинда.

В 1130 взяли второй риф. Солент вел себя прекрасно, отличная тяга и в отличии от зарифленной генуи центр парусности не уходит наверх.

В 1730 взяли третий риф. Ариес доставляет большое удовольствие: отлично идет в зарифленных парусах и легко режет волну. Киль весом в 7 тонн и классические обводы делают свое дело.

2000 Ошвартовались в St Peter Port на гостевом понтоне. С нашей осадкой в марину мы зайти не можем, и даже гостевые понтоны нам не все годятся. После швартовки первым делом считали, можем ли мы на этом месте остаться на ночь.

Вскоре островитяне устроили роскошный салют в честь Дня Победы. Они его празднуют как и мы 9-ого мая, а не 8-ого как в Европе.
10 мая
Вышли в 1100

На островах канала офшорная зона и дешевая солярка! Залили полный бак и пошли на Jersey.

Прокатились на попутном течении (до четырех узлов). Подходили к острову опять на третьем рифе.

Ошвартовались на внешнем пирсе. В этой марине для нас мелко. У удлиненного киля не только плюсы, есть и оборотная сторона!

Посмотрели на местную заправку и пожалели, что заправились на Гернси. 50 пенсов за литр!!!

11 мая
Вышли в 0830

Ветер стих и мы то под парусом, то под мотором спокойно в 1630 пришли Saint Cast Le Guildo.
Мы с Катериной почувствовали себя дома. Мы эту марина очень хорошо знаем и очень любим этот городок.
12 мая
Вышли в 0700

Чтобы попасть в нашу марину в Сен-Мало, нужно пройти через шлюз. Подходящая шлюзовка в 0920. Под парусами подошли к Сен-Мало. Подождали на гостевом буе, когда будут открывать шлюз.

Нас ждал сюрприз. В шлюз перед нами зашел сухогруз, а потом еще под самым нашим носом залез катер. В этом шлюзе шлюзовщики бросают в лодку «легкость» к которой нужно привязать швартов, который они потом задают на кнехты.

Шлюзовщик подал сначала носовой конец и долго с ним возился. Когда он начал подавать кормовой, Ариеса уже разворачивало поперек шлюза. У меня было немного места для маневра, а и ветер и заброс кормы были против меня. Я пережил пару неприятных минут. Ничего серьезного, но уж очень я не люблю плохо контролировать ситуацию!

1020 ошвартовались в нашей марине. Теперь точно дома!

Итог:

поход удался на славу;

пройдено 555 миль;

все живы-здоровы;

Ариес в порядке;

пора готовиться к новым походам!