Ла Манш туда и обратно, или тридцать пятое свадебное путешествие

2 октября — 21 октября
Каждый год мы с женой ездим в свадебное путешествие и этот год не стал
исключением. Более того это было самое длинное и сложное наше свадебное путешествие.

Для работы во Франции все мои шкиперские сертификаты оказались бесполезны. То есть знания и опыт – это хорошо, взять лодку в аренду – милости просим, но для ведения бизнеса – извините. Учиться во Франции пришлось бы с нуля, да и с языком пока у меня слабовато.

По совету друзей, мы отправились в Англию сдавать экзамен в RYA. Благо недалеко, Ла Манш перебежал и вот тебе пролив Солент – мекка английских яхтенных школ. Процедура сдачи экзамена следующая: пять дней инструктор готовит тебя к экзамену, а потом приходит экзаменатор и принимает экзамен (нормально экзамен длится 12 часов).

Мы решили, что проходить подготовку к экзамену и сдавать экзамен я буду на нашем "Ариесе". Так нам и жить удобнее и практических советов от инструктора, применительно к нашей лодке получить хотелось.

Мы выбрали школу, а их очень много, связались с ними и оговорили условия и сроки. Подготовка к экзамену с 10-го по 15-ое октября. 15-ого вечером придет экзаменатор.

У нас было свободное время, и мы решили выйти из Сен Мало сильно заранее, чтобы иметь запас, если погода будет неблагоприятной, и походить по Соленту, чтобы познакомиться получше с акваторией. Мы были там раньше два раза, но разведка на местности очевидно дело полезное. Решили стартовать в воскресенье.

Далее вашему вниманию предлагается наш бортовой журнал с комментариями и пояснениями, и наш трек, полученный с помощью GPS трекера Spot. Спот
представляет наш маршрут в виде точек, которые он ставит на карте каждые 10 минут. На треке есть разрывы, возникавшие если я не успевал своевременно менять батарейки.
2 октября
Чтобы выйти в море с нашего места стоянки, надо пойти через шлюз, который
открывается при достаточном уровне прилива. Прилив два раза в сутки, и по каждой высокой воде шлюз открывают по расписанию, которое доступно в интернете. Значит время выхода определяется на нашими пожеланиями, а расположением солнца и луны на небесной сфере!

Мы выбрали время исходя из высоты прилива и направления и силы приливного течения. Собственно говоря, любое планирование перехода начинается с анализа прогноза погоды и расчета приливов.
Расчетное время выхода 1015 (здесь и далее время указывается так, как принято у моряков: четыре цифры без разделительных знаков, сначала часы, а потом минуты). Вышли своевременно и взяли курс на остров Джерси.

На нашем пути плато Манке, которое нужно обогнуть. В это время течение определило, что плато мы должны оставить плато по левому борту. Погода была благоприятной и мы дошли без приключений.

1620 пришли на Джерси.
Это место известно у яхтсменов самой дешевой соляркой, но вода была низкая, и с нашей осадкой (2,50 м) мы не могли подойти к заправке.

Пришвартовались и прошли процедуру пересечения границы.

Переход 39,9 мили.
3 октября
Под парусами подошли к Гернси, но тут ветер и течение сделали свое дело и нам пришлось заходить под мотором.

Марина на Гернси практически пуста. Но нам она не доступна из-за нашей осадки, и мы встали к гостевому понтону, который в это время года не соединен с сушей. Добро пожаловать на берег на тузике.

Переход 22,1 мили.
4 октября — 6 октября
Долгосрочный прогноз не оправдался, сильно дует и направление ветра неблагоприятное. Ждем у моря погоды. На лодке всегда найдется чем заняться. Время пролетело незаметно.
Решаем, что 07.10 погода позволит перейти на Олдерни.
7 октября
В 0915 с благоприятным течением выходим на Олдерни. Течение 4-5 узлов и приятный ветер - красота.

Подходим к Олдерни. Этот остров не только дал название самому сильному (до 10 узлов) в этих краях течению "Олдерни рейс", но он еще печально известен узким проходом между ним и лежащим с север-западу от него маленьким островком. Это место называется Свинге. Тут нас ждала предсказуемая неприятность: течение идущее навстречу ветру порождает короткую, обрушивающуюся волну.

Мы уже сталкивались с этим явлением, но я не ожидал такого результата! И ветра было не много - узлов 15, и течение, когда мы входили в Свинге, 2-3 узла. Ничего выдающегося. Но когда в узости течение усилилось до 5 узлов, волны как с цепи сорвались! Ариес остановился и беспомощно размахивал своей 22-х метровой мачтой. То есть, он продолжал двигаться вместе с течением, но практически потерял управление. Благо, я заранее запустил двигатель и 140-сильный дизель вытащил нас из этой стиральной машины.

Зашли на Олдерни, встали на буй. Кроме нас на гостевых буях никого. И даже денег никто не просит за стоянку. Сезон закончился. Однако уже в сумерках пришла лодка и встала к моему удивлению на ближайший к нам буй. Интересно, чем было вызвано желание встать к нам поближе. При низкой воде, наши лодки стали опасно сближаться и я решил, от греха подальше сменить место.

Посчитали переход через Ла Манш. Выход задолго до рассвета. Спать!

Переход 18,2 мили.
8 октября
Выходим в 0555. Темно, дует. Обычно выход там очень простой – по створу, но течение у острова в это время сильно крутит и спросонок трудно держать створ. Дальше от берега стало спокойнее. Через пару часов светает, и мы выходим к месту с очень оживленным движением. Пересекаем судовой ход, по которому быстро идет много огромных судов. Это наш первый опыт перехода через Ла Манш с АИС-ом. Очень полезная штука. Куда как спокойнее и проще, чем проверять расхождение с другими судами с помощью пеленгатора.

Во второй половине дня открывается остров Уайт.
Расчеты оказались верны. Вход в пролив Солент проходим при слабом попутном течении и уже в сумерках встаем в Лимингтоне в марине.

Нас встречают друзья, и мы идем ужинать в ресторан.

Переход 82,2 мили.
9 октября
Утром ленимся, гуляем по городку и дождавшись попутного течения выходим в Портсмут. Встаем в марине прямо под башней "Спинакер", которая стала символом города.
Переход 19,2 мили.
10 октября — 15 октября
Этот отрезок времени трудно разбить на сутки.

Утром на борт поднялся инструктор Bob Beggs, и началась подготовка к экзамену. Непрерывный процесс упражнений, разговоров, тестов и подготовки планов перехода. Хотя нет, неправда! Иногда мы ели и даже спали. И что самое было для нас сложное, все разговоры на борту на английском языке.

Нам очень повезло с инструктором. Ему 56 лет, спокойный, доброжелательный и потрясающе опытный. Я спросил его: а сколько у тебя миль за кормой. Ответ меня впечатлил: точно не знаю, примерно 350.000... Я издал какой-то почтительно-уважительный звук, на что последовал ответ: "Это очень просто! Одна кругосветная гонка - 40 тысяч миль, а у меня их две." Одну из гонок на макси яхтах Боб выиграл, во второй был пятым. Сейчас он готовиться еще к одной гонке.

Мы очень рады, что пришли на подготовку к экзамену на своей лодке. Боб дал нам много практических советов. И мы очень признательны судьбе за то, что она познакомила нас с этим замечательным яхтсменом. Очень жаль, но я был так поглажен подготовкой к экзамену, что не сделал его портрет.

И еще несколько слов благодарности. Спасибо Алексею Панасенко за выучку. Все,что мы делали с Бобом, я уже умел и знал. Конечно, в деталях всегда у разных шкиперов найдутся различия, но в целом я прошел в RAYS отличную школу!

В RYA подготовку к экзамену проводит один инструктор, а экзамен принимает другой. В пятницу в 1600 Боб ушел, и к нам на борт поднялся для экзамена David Gray.

Девид настоящий ветеран. У него больше 50 лет опыта в яхтинге, и 30 лет он инструктор и экзаменатор. Как он сказал, он принял больше 15.000 экзаменов.

При встрече с Девидом Боб видимо поделился своими впечатлениями обо мне. Обычно экзамен продолжается 12 часов. Но Дэвид сказал, что финальным тестом для меня будет ночной заход в марину Солент. Там занятный фарватер с большим количеством знаков, причем многое из них не несут огней и их не очень хорошо видно.

Сам экзамен был неинтересным. Очевидно, Девид сразу принял положительное решение и просто выполнил традиционную процедуру.

К 2300 я торжественно ошваротвал лодку в марине Солент. Потом мы долго пили чай, и Дэвид наговорил нам столько приятных слов, что мне даже жаль, что я не записал это на диктофон.

Мы проводили Дэвида и перешли в Портсмут, в марине Солент для нас мелко.

Общий переход за эти дни составил 96 миль.
16 октября — 18 октября
Ждали погоды в Ла Манше. Отдыхали.

Сходили в Каос.

Перешли в Саусхемптон.

Вернулись в Портсмут, отсюда лучше стартовать в обратный путь.

Общий переход за эти дни составил 31 милю.
19 октября
Дождались погоды. Переходим в Шербур.

Вышли в 0700 и парусами к 2036 дошли до Шербура. Ничего интересного не произошло, но волна была очень беспорядочная и утомительная.

Встали на гостевой понтон, поели и пошли спать. Однако, заходящая в марину волна звонко шлепала в корму, и мы решили пойти спать в носовую каюту. Чтобы было не душно, я приоткрыл верхний люк и оставил щелочку для проветривания.

Переход 87 миль, 12,5 часов.
20 октября
Важная для на дата – 35 лет с нашей свадьбы!

Дождавшись благоприятного течения, вышли в 1240 на Гернси. Бодро бежали при 15 узлах ветра бейдевиндом вдоль Французского побережья к Олдерни Рейс. Как вы помните, это место с самым сильным в этих краях течением. Нам повезло, мы как раз попали на сизигию и рассчитывали на серьезную помощь течения в этом переходе. Нас постепенно догоняла другая яхта и к повороту за мыс между нами было всего 100 – 200 метров. Яхта была вся в наклейках Ролекс Кап и с явно спортивной командой.

И тут началось! Еще до поворота, где я ожидал бурной воды у нас опять ветер почти навстречу течению. Крутая волна, Ариес зарывается иногда почти до мачты, но бодро движется вперед. Было занятно смотреть, как скачут по волнам наши соседи. К сожалению фото- и видеофиксация не велась. Мы были заняты...

Минут через 10 мы вместе с течением повернули в Олдерни Рейс, ветер стал попутным и волну как будто выключили.Я спустился вниз и обнаружил, что в носовой каюте, где мы спали блестят капли воды!

Как же я оплошал! Азбучная истина: перед выходом в море ВСЕГДА проверяйте люки они ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАКРЫТЫ!!!

Итог: Единственное на борту одеяло мокрое насквозь! Как назло, гостевые спальные мешки мы перед походом оставили на берегу.

Ситуация требует решительных действий! Запускаем двигатель, чтобы успеть в магазин на Гернси за новым одеялом. К 1740 мы уже на берегу, но островитяне уже закрыли все магазины.

Свадебный ужин с шампанским в пожалуй, самом лучшем ресторане на Гернси "RED". Ну очень вкусно! И на лодку спать - в термобелье и всей теплой одежде какая есть на борту. Вот такая 35-ая Первая брачная ночь...

Переход 36,5 миль.
21 октября
Ждем течения и в 1330 выходим домой. Плато Манке на этот раз обходим, оставляя его на западе. Погода отличная, идем парусами. Вечером нам зажигают звезды. И в 2315 мы швартуемся в нашей марине.

Переход 59,8 миль.

Всего за поход пройдено 488 миль.

Навигация 2016 на Ариесе закончена.